Культура и язык
негидальцев всегда вызывала особый интерес у исследователей. Несмотря на свою
малочисленность, этнос сквозь века, сохранил до настоящего времени родной язык,
самосознание, этнокультурные особенности. Первые путешественники и ученные не
могли дать точного ответа на вопросы происхождения негидальцев и истоков их
культуры, т.к. народ был малочисленным, вел кочевой образ жизни, поселения были
разбросаны по большой территории. В русских документах население Амгуни впервые
упоминается в 80-х гг. XVII века. В
сведениях, полученных от казаков, встречаются лишь тунгусские пешие и оленные
роды в низовьях реки Амгуни – гиляки. Название «негидальцы» в донесениях
отсутствует, однако родовой состав амгуньских тунгусов XVII
века частично совпадает с родовым составом современных негидальцев. В разное
время к проблемам истории, языка и культуре негидальцев обращались в своих
трудах известные исследователи и ученые.
Александр
Федорович Миддендорф (1815 – 1894)
А.Ф. Миддендорфа по праву считают
первооткрывателем этнографии маленького таежного народа - негидальцев, живущих
в Приамурье. Заинтересовавшись жизнью самобытного этноса, А.Ф. Миддендорф
исследовал его хозяйственно – бытовой уклад, а также подробно описал
негидальские рода. Ученый впервые выдвинул смелые идеи о происхождении
орнамента амурских народов. В марте экспедиция А.Ф. Миддендорфа вернулась в
Санкт – Петербург. Результаты ее оказались настолько значительными, что
послужило основанием для создания Русского географического общества.
Леопольд Иванович
Шренк (1826 – 1894)
Главным его
детищем всегда был Дальний Восток: Приамурье, Приморье и Сахалин, народы,
населявшие эту территория и их этническая история. В 1854 – 1856 г.г. он
возглавил экспедицию на Амур и Сахалин, где изучал гиляков (нивхов) и другие
аборигенные народы. Во время дальневосточной экспедиции Л.И. Шренк собрал
значительный оригинальный полевой этнографический материал, который лег в
основу его исследований об инородцах Амурского края и опубликовал его в ряде
статей и трехтомном капитальном труде « Об инородцах Амурского края» (1893 –
1903). Также Л.И. Шренк составил этнографическую карту Нижнего Приамурья. В
настоящее время исследователи обращаются к ценному научному наследию ученого в
процессе работы над сложными, до сих пор во многом не решенными проблемами
этногенеза и этнической истории народов Дальнего Востока.
Лев Яковлевич Штернберг(1861
– 1927)
Своими
многочисленными исследованиями семейно – родовых отношений, обычного права,
религиозных воззрений, народного декоративного искусства, фольклора, языка, а
также исследованиями в археологии и антропологии Дальнего Востока, Лев
Яковлевич Штернберг заслуженно завоевал себе имя знатока дальневосточных
народов, лучшего отечественного этнографа. Л. Я. Штернберг принимал активное
участие в первой переписи населения 1897г. 1936 году выходит в свет после его
смерти, наряду с раннее изданными фундаментальными трудами, крупная монография
«Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны» (1933).
Петр
Поликарпович Шимкевич(1862 – 1920)
Петр Поликарпович
составил этнографическую карту Приамурского генерал – губернаторства. В ее
основу легли сведения, собранные академиком Л.И. Шренком в середине XIX в. о расселении народов Дальнего Востока. После его
исследований подобной географической карты никто не составлял. В числе
первоочередных задач переписи, к разрешению которых привлекался П.П. Шимкевич,
были: определение границ расположения народов, их численность, описание племен,
живущих на границе с сопредельными странами.
Иван Иванович Гапанович
(1891 – 1982)
Один из основных
трудов И.И. Гапановича «Амгуньские тунгусы и негидальцы, их будущность» Харбин,
1927 г. До сих пор его труды малоизвестны отечественным исследователям, т.к.
находятся в архивах Китая, США и Австрии.
Сергей
Васильевич Иванов (1895 – 1986)
Сергей
Васильевич Иванов – общепризнанный, крупнейший специалист по изобразительному
народному творчеству, орнаменту народов СССР, сибироведению. В монографии
«Орнамент народов Сибири как исторический источник» Сергей Васильевич
убедительно показал, что наличие различных типов орнаменте в искусстве народов
этой историко – этнографической области, прежде всего, свидетельствует об их
сложных исторических судьбах и порой весьма далеких связях с народами других
регионов. Сергей Васильевич Иванов также был одним их лучших знатоков
сибирского шаманизма.
Елизавета
Порфирьевна Орлова (1899 – 1976)
Ею были собраны
этнографические коллекции по ительменам (камчадалам), эвенам (ламутам),
негидальцам, ороченам, нивхам,орокам, ульчам, нанайцам, корякам.
Вера Ивановна
Цинциус (1903 – 1983)
Вера Ивановна в
1926 г. поехала на Дальний Восток, на реку Амгунь к маленькому народу –
негидальцам, где пробыла год. В.И, Цинциус вдвоем К.М. Мыльниковой проводили
большую культурно – просветительскую работу среди населения: изучали быт,
традиции, нравы, культуру, психологию и язык негидальцев. Они записали свыше
320 произведений устного народного творчества: 150 сказок и преданий, 70 песен,
60 сказок, 30 различных табу – запретов. Собранный материал послужил источником
для написания десятков научных статей по языку, фольклору и этнографии
негидальцев.
Клавдия Павловна
Белобородова (1906 -1999) – искусствовед, заслуженные работник культуры
РСФСР, член союза художников СССР. Благодаря приложенным усилиям и
настойчивости Клавдии Павловны, четыре негидальских мастерицы из села
Владимировка района им. Полины Осипенко стали членами союза художников России.
Жители села с теплотой и благодарностью вспоминают Клавдию Павловну.
Алексей Павлович
Окладников (1908 -1981).
В мировой науке
его называли «генералом от археологии». Имя академика Окладникова носит музей
археологии в Хабаровске. Открытый в 1998 году он стал таким первым музеем в
регионе.
Анна Васильевна
Смоляк (1920 – 2003)
А.В. Смоляк по
результатам своих экспедиций написала более 20 научных разработок. В этих
документах она обращала внимание на экономические трудности оленеводческих и
рыболовецких колхозов, в которых работали нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, на
тяжелое положение пенсионеров в национальных поселках. Также на необходимость
обеспечения коренных жителей рыбой, на недостатки в образовании, в медицинском
и культурном обслуживании населения и др. В 1985 г. вышла очередная монография
«Традиционное хозяйство и материальная культура у народов Нижнего Амура:
Этногенетический аспект». Впервые в этногенетическом аспекте анализировались
рыболовство, таежная охота, морской зверобойный промысел, транспортные средства
коренных народов.
Юрий
Александрович Сем (1926 – 1995) – историк, этнограф, северовед, фольклорист и
филолог. Исследователь истории и культуры малочисленных народов Дальнего
Востока, основатель современной дальневосточной этнографической школы. Юрий
Васильевич проехал по всему Амур, чтобы иметь новые данные о жизни, быте,
культуре нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей и негидальцев. Занимался
исследованием духовной культуры: этнокультурную специфику религиозной лексики,
верований. Изучал разные жанры фольклора тунгусо – маньчжурских народов Дальнего
Востока, в том числе и негидальцев.
Марина
Мансуровна Хасанова (1948 – 2006)
Мариной
Мансуровной был собран большой материал по языку, фольклору и этнографии
негидальцев. М.М. Хасанова написала в соавторстве А.М. Певновым «Мифы и сказки
негидальцев», Осака, 2003 г. В этой книге особую научную ценность представляют
не только негидальские фольклорные тексты, записанные под диктовку от
информантов во время экспедиции, но и многочисленные фольклористические и
этнографические примечания Марины Мансуровны.
Негидальцы (самоназвание
– «илкен бэенгин» - здешний, местный или «амгунь бэенгин» - т.е. житель р.
Амгунь) - один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации, проживающий на Дальнем Востоке. Археологи
обнаружили на Амгуни следы неолитических культур – автохтонных (вознесеновской
и малышевской), а также пришлых (сыаллахской и белькачинской) алдано – ленского
круга. По мнению многих ученных, основным районом расселения негидальцев,
являлся бассейн реки Амгунь, где и происходило формирование этноса. Русские в
прошлом называли негидальцев, как и многих тунгусов, орочонами, или, смешивая с
нивхами - гиляками. Этноним «негидальцы» - производное от эвенкийского «нге» (низ,
край) и гида (сторона), означает «живущие в нижней стороне». Этноним впервые
введен в научный оборот в середине XIX века А.Ф.Миддендорфом. Основным районом
расселения негидальцев, являлся бассейн реки Амгунь, где и происходило
формирование этноса. Рода, проживающие в верховьях р. Амгунь – верховские негидальцы
и негидальцы, проживающие в низовьях р. Амгунь - низовские. В тоже время
образовалось два диалекта – верховскойи низовской.
В конце XVII – к началу XVIII веков негидальцы
сформировались как этнос. Были установлены тесные контакты с территориальными
соседями - ульчами, нивхами, нанайцами и эвенками и это оказало влияние на
язык, культуру и традиции негидальского этноса. Родовой строй, как установили
исследователи, состоял в это период из 9 родов: муктегирский, аюмканский,
альчакульский, торомконский, чукчагирский, ньясекагирский, удданский,
чемакогирский и тапкальский. Роды были малочисленны. Род регулировал брачные
отношения (строго соблюдалась экзогамия), объединял своих членов для совершения
религиозных и семейных обрядов. Крупные рода включали до нескольких десятков
семей, малочисленные, до – 3-5 семей. Негидальский этнос был всегда
малочисленным. Например, в конце 1920-х гг., численность некоторых родов негидальцев,
таких как Нясихагил - 110 человек, Аюмкан – 88, Чукчагил - 48 человек. В то же
время род Нясихагил и род Аюмкан считались среди негидальцев самыми крупными.
В середине XIX века негидальцы проживали преимущественно
по Амгуни с ее притоками Немилен, Ольждекан и др., по рекам, впадающим в озеро
Чукчагир, Удыль, у озер Орель, Чля (левобережье Амурского лимана), по реке Тугур,
впадающей в Тугурский залив Охотского моря. Как гласит предание озеро Чукчагир
(Чукчакил) названо в честь утонувшей в озере шаманки. В конце XIX в. на Амгуни
возникли русские золотые прииски. На территории прежнего расселения негидальцев
и других аборигенов поселились русские, корейцы. Действовала миссионерская
школа. В 1682 году, здесь возводятся первые русские зимовья – Усть-Дукинское и
Усть-Нимеленске. Историки утверждают, что местные народы были весьма доброжелательны
к русским и в XVII и XIX веках, когда здесь обосновались переселенцы из
российских губерний и контакты с местными жителями стали более тесными. Не
противились негидальцы (так же, как и эвенки) и принятию новой веры.
Православные священники совершали таинство крещения и давали новообращенным
другие имена и фамилии. Так среди «людей, живущих по берегам рек», появились
Евдокимовы, Надеины, Соловьевы, Семеновы, Яковлевы, Максимовы.
По Всесоюзной
переписи населения (1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годов), данные о численности
негидальцев появились только 1970 году – 495 человек в России, из них 454,
проживали в Хабаровском крае. В 1979 году было уменьшение численности
негидальцев по России – 477 человек, в том числе проживающих в Хабаровском крае
– 459 человек. 1989 год - число негидальцев проживающих в России – 587 человек.
Данных по Хабаровскому краю нет. Возможно в этот период, они ассоциировались с
другими народами, как это было до 1970 года. В XX
в. традиционное хозяйство и культура негидальцев существенно пострадали, в
связи с паданием запасов рыбы в притоках Амура, многочисленными переселениями и
«реформированиями» колхозов. Шаманизм, претерпел в этот период давление.
Шаманам запрещалось проводить обряды, отбирались и сжигались шаманские
атрибуты. Согласно Всероссийских переписей 2002 и 2010 годов, общее численность
негидальцев, проживающих в России в 2002 году составила 567 человек, в том
числе проживающих в Хабаровском крае – 505 человек. В 2010 году по данным переписи
негидальцев стало меньше. В России – 513 человек, в том числе проживающих в
Хабаровском крае – 480 человек.
В настоящее
время низовские негидальцы проживают в Ульчском и Николаевском муниципальных
районах Хабаровского края, в селах Кальма, Белоглинка, Тыр, Тахта, Маго и
Богородское. В Ульчском муниципальном районе Хабаровского края говорят на
низовском диалекте. Всего в Ульчском муниципальном районе проживает более 200
негидальцев. В Николаевском муниципальном районе Хабаровского края – около 100
человек. Верховские негидальцы жили и проживают в районе имени Полины Осипенко
(бывшем Кербинском) Хабаровского края. Сегодня селом их компактного проживания
является село Владимировка. Жилища, одежда, средства транспорта, хозяйственные
занятия не отличаются от окружающего населения, кроме охоты и рыболовства. Негидальцы
также занимаются охотой и рыболовством. Главные объекты рыбного промысла проходные
лососи: горбуша, летняя и осенняя кета. Из местной рыбы - сазан, амур,
толстолобик, карась и др. Негидальские женщины, независимо от возраста
занимаются подледной рыбалкой. Мужское население, как и прежде, охотятся на
пушного зверя, лося, медведя, дичь. Транспортные средство охотников: снегоходы
или бураны. Транспортное оленеводство, в отличие от охоты и рыболовства, не
сохранилось в настоящее время. Сезон охоты начинается с наступлением холодов.
Женщины шьют торбаза и рукавицы, т.к. среди сородичей всегда находятся
заказчики.
Основным
средством передвижения по реке сегодня является моторная лодка. Дома негидальцы
строят из бруса, с приусадебными участками. Внутренне убранство домов не
отличается от быта окружающего населения. Одежда, средства транспорта не
отличаются от соседствующих народов. Но в праздничные дни негидальцы используют
национальную одежду, богато украшенную растительным орнаментом. Повсеместно
преобладают этнически смешанные семьи. На родном языке говорит старшее
поколение. Также негидальский язык изучают в школах Хабаровского края.
Местом
компактного проживания негидальцев является село Владимировка района им. Полины
Осипенко Хабаровского края Российской Федерации. Оно же и является центром
сохранения, популяризации и развития культуры негидальцев.