Эвенки (в прошлом их называли - тунгусы) – коренной малочисленный народ Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Эвенки также живут в Монголии и Северо – Восточном Китае. Эвенкийский язык относится к тунгусо – маньчжурской группе алтайской языковой семьи. В алтайскую языковую семью сегодня также включены японский и корейский языки. О длительных контактах предков корейцев и японцев с древними тунгусскими племенами, сегодня говорят исследователи языков.
Численность эвенков по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года – 37843 человека. В хабаровском крае эвенков проживает 4101 человек.
В России эвенки (старое название до 1931 года - тунгусы) занимают обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря и Сахалина на Востоке. В мире, пожалуй, нет больше народа, который при столь незначительной численности освоил бы такую огромную территорию - более 7 миллионов квадратных километров. Это говорит о незаурядных качествах народа. Эвенки отличные лесные охотники и следопыты – кочевники.
Характерная особенность расселения эвенков – дисперсность. Эвенки проживают сегодня, в основном, в небольших поселениях, где их численность колеблется от 150 – 300 человек.
Существуют различные гипотезы этногенеза эвенков. Долгое время, гипотеза о том, что тунгусы автохтоны Сибири, считалась общепринятой. Эвенки – кочевые охотники – оленеводы. Наиболее ранние сообщения (китайские источники) об оленеводах датируются V –VIIв.в. н.э. и все они относятся к забайкальскому народу увань, который и мог предком тунгусов – эвенков.
Начало выхода эвенков в другие территории Сибири началось XIIв. Первым ими был освоен Вилюй, затем эвенки вышли на к верховьям Нижней Тунгуски и Оленека. Из северо- западного Забайкалья значительная часть тунгусов пришла на Охотское побережье, также в тундру северо – восточной Якутии. В процессе расселение тунгусы сталкивались с местными племенами и в конченом счете ассимилировали их.
Автор: В. Козулин
Источник: Журнал Тальцы №1(32) 2009
Первое знакомство эвенков с русскими относится к началу XVII века. К 1623 году русское подданство приняли почт все эвенки на Ангаре, Нужней Тунгуске, Вилюю и Чоне. Позднее - эвенки Лены, Прибайкалья и Забайкалья. В процессе вхождения в состав России, некоторые группы эвенков восставали, «побивая служилых и промышленных людей». Царская администрация не располагала достаточными военными силами, и поэтому было трудно уследить за подвижными и воинственными кочевыми тунгусами. Рекомендовалось «править ласкою». Русское государство стремилось установить дружественные отношения с тунгусами, т.к. ясак, который платили тунгусы в виде пушнины, очень высоко ценился. В дальнейшем, «служилыми людьми» пресекались возникающие межгрупповые столкновения тунгусов, т.к. они вели к значительным потерям плательщиков ясака. После первого периода противостояния эвенки также шли к мирным отношениям, так как были заинтересованы в расширении торговых связей с русскими. Они меняли пушнину на оружие, патроны и другие товары. Оружие было ценным товаром для охотников – эвенков.
Если заглянуть дальше в историю, то в годы Великой Отечественной Войны, эвенки были отличными снайперами, о которых ходили легенды на фронте. Молодые парни – эвенки обучали снайперскому делу на фронте самых способных и метких солдат. (Охотник Семен Номоконов объявил фашистам "дайн-тулугуй" - беспощадную войну. Он выиграл все снайперские дуэли и выжил под ураганным артиллерийским и минометным огнем, направленным исключительно против него, уничтожив 360 немцев).
Основным видом деятельности эвенков была охота на животных, которые давали мясо и шкуры, необходимые для изготовления одежды и других хозяйственных надобностей. Основными промысловыми животными были лось, дикий олень, изюбрь, кабарга, косуля, горный баран, а также медведь. Наиболее азартная была охота на лося гоном на лыжах. Она требовала большой выносливости, т.к. иногда лося преследовали несколько дней. Собака - помощник охотника, держала животное до прихода охотника. Летом на лося охотились с лодок.
Особое отличие эвенков от других народов – это использование оленей для верховой езды в условиях тайги. Также использовались нарты для перевозки груза. Эвенкийские олени отличались и отличаются сегодня от тундровых оленей. Они значительно крупнее и выше. Например, чукчи за одного такого оленя отдавали 3 – 4 своих оленей. Это было выгодный обмен для обеих сторон. Живой вес оленя достигал 150 кг. Максимальная резвость при езде верхом примерно 18 км в час.
Охотничья сущность эвенка ярко проявлялась даже в таком второстепенном для него деле, как рыбалка. Рыбалка для эвенка – та же охота. Главным орудием рыбного промысла был охотничий лук с тупыми стрелами, которыми рыбу глушили, и острога – разновидность охотничьего копья. Эвенки нетерпеливые рыболовы. Им трудно сидеть с удочкой на одном месте. И сегодня, при вылове очень крупного тайменя, эвенки используют ружье, иначе таймень будет долго «катать» рыбака с лодкой по горной реке.