Одним из наиболее почитаемых животных у эвенков был медведь. Культовое почитание медведя широко известно у народов Сибири и Дальнего Востока. У эвенков предпочтение отдается культу лося или дикого оленя. Это видно из наскальных рисунков и археологических раскопок. Культ медведя проявляется у народов Сибири с неолита вплоть до средневековья.
Он отражен в наскальных рисунках на Ангаре, Токко и также на реке Мая. В археологических памятниках скульптур медведя гораздо больше. Культ медведя дожил в запретах, оберегах, поверьях, преданиях и обрядах до наших дней.
Пример одного из мифов о родстве медведя с человеком:
«Сестры, ушедшие в оленье стадо, были застигнуты бурей. Ночью, когда они гнались по следам оленей, младшая исчезла. Старшая не нашла ее, в поисках сама провалилась в нору медведя. Около медведя она провела всю зиму, посасывая подушечку его лапы. Весной она вышла вместе с медведем. Тот указал ей дорогу домой. Стала она жить с родителями. Затем опять исчезла. Мать, проходя с водой мимо маленькой пещеры, услышала детским плач. Она пошла в пещеру и увидала дочь и двух малышей: один весь покрыт мехом, другой — обычный ребенок. Мать, чтобы над дочерью не смеялись, взяла воспитывать медвежонка, а дочь — мальчика. Когда братья подросли, юноша захотел помериться силами с медведем. В борьбе человек убил медведя острым камнем, который, как он сказал, заменял ему когти. Брата, убившего медведя, звали Торгани. Умирая, медведь завещал людям ритуал охоты, свежевания, трапезы и захоронения медведя. Мать медведя не ела его мясо. Так объясняется появление запрета на поедание определенных частей медведя для женщин».
Эвенки медведя называли амикан (дедушка, старик), амакачи (прадедушка), ами (отец), эне (мать), энекан (бабушка), атыркан (большая старуха), аки (дядя). Охотились на него круглый год, попутно с добычей других зверей. Особенно была распространена охота на ходового медведя в берлоге. Некоторые эвенки славились как охотники на ходового медведя, не лежащего в берлоге, считались специалистами-медвежатниками.
Порядок свежевания был традиционным. Отделяя шкуру, разговаривали с медведем, успокаивали его, подражали звукам ворона криками "Ку-ку! Ку-ку!".
Были случаи, когда голову хоронили отдельно от костей. Это случалось тогда, когда срочно нужно было уходить, и переход должен был продолжаться несколько дней. Устраивали обряд "такамин", голову тщательно заворачивали в прутья, срезали верхушку у небольшой лиственницы, раскалывали его надвое, в расколе зажимали голову. Ее направление зависело от того, при каких обстоятельствах был убит медведь. Перед варкой головы аккуратно вырезали глаза и вешали на лиственницу около чума охотника или прятали в дупле.