Нанайские женщины готовят из свежей рыбы, юколы, и растений вкусные и полезные блюда — чолон, холто, нгалдя, калчокта чолони, кулуктэ чолони, согдё, солги чолони и другие.
Чолон
суп, варят из свежей рыбы с приправой диких растений: дикого перца, черемши, дикого лука и т. д. В рыбный суп обычно добавляли немного рыбьего жира. Если в суп опускали какую-нибудь крупу, тогда он назывался согдата чолони. Этот вид супа более позднего происхождения, чем предыдущий.
На месте рыбалки, а часто и в доме варили холто - рыбацкую уху. Сначала варили бульон из косаток, затем бульон сливали, а рыбу выбрасывали. В бульон опускали карасей в виде тушек бурти или целиком с надрезами между ребер, чтобы мясо легко отставало от костей. Холто варили без каких-либо приправ, и только в последние годы в кушанье стали добавлять соль.
Суп нгалдя
варили из мелко нарезанных кусочков юколы нгалама. После того как рыба становилась мягкой, в блюдо опускали черемшу и соль. Суп был густым.
Большое распространение у нанайцев получил суп калчокта чолони
Для его приготовления использовали бульон из любой рыбы. В качестве приправы брали листочки и стебли водяной лилии, заготовленной в апреле. Их мелко нарезали и опускали в бульон, по вкусу добавлялась соль. В сентябре и октябре такой суп варили не с листочками, а с луковицами водяной лилии.
Кулуктэ чолони, или суп из лебеды
также пользовался большим вниманием. Чтобы отбить горьковатый привкус лебеды, женщины брали молоденькие листики растений и ошпаривали их кипятком 2—3 раза, затем мыли в нескольких водах. После обработки лебеду клали в рыбный бульон, предварительно разрезав растение на кусочки.
Согдё солги чолони
приготовлялся на рыбьем или мясном бульоне, который варился отдельно. Для этого в мае-августе собирали красоднев желтый, по-нанайски согдё солгини. В пищу использовались молодые листочки, лепестки и тычинки желтого красоднева, богатые крахмалом. Листочки разрезали поперек и обжаривали в рыбьем жире. После этого клали в бульон и, прокипятив, ели.
Соакта чолони
готовился также на рыбном или мясном бульоне. Молоденькие листики полыни соакта отваривали, затем их вынимали из котла, отжимали и просушивали на солнце. Полынь теряла свою горечь. Только после этого ее опускали в бульон, добавляли в блюдо дикий лук и черемшу и снова варили. Через некоторое время суп был готов. Летом любили его есть прохладным.
Пиктэ чолони (фиктэ чолони)
или суп из крапивы, был особенно распространен среди нанайцев. Начиная с апреля нанайские женщины в большом количестве заготовляли молодые листья крапивы. И это не случайно. В листьях крапивы содержится много питательных веществ.
Б. П. Колесников писал: «По содержанию таких важных пищевых веществ, как белки, жиры, крапива превосходит пшеничную муку и отруби; в ней очень много ценных минеральных солей, в частности, калия, железа и, что особенно важно, фосфора; она содержит в больших количествах почти все важнейшие витамины и является поливитаминным растением. Конечно, всего этого нанайцы не знали, но народная мудрость, многотысячелетний опыт использования для питания растений позволили им выделить крапиву из других полезных культур южной части Дальнего Востока и в больших количествах использовать ее в пищу.
Отваренные листья крапивы опускались в бульон, и вскоре суп готов к употреблению. Это блюдо используют в нанайских семьях и до настоящего времени весной и ранним летом.
Канёй (канной) чолони
В прошлом столетии широкое распространение приобрел суп из морской капусты — канёй (канной) чолони. Капуста содержит 11,8% белков, 1 % жиров и 50—65% углеводов. За морской капустой нанайцы специально ездили в амурский лиман или на побережье Татарского пролива. Ее заготовляли в больших количествах, солили и сушили. Иногда же морские водоросли выменивали у нивхов или орочей.
Стебли морской капусты варили с юколой - нгалама, хуйкэ, орихта. По вкусу в суп добавляли соль и в качестве приправы поджаренную на рыбьем жире черемшу. Канюй чолони считался большим лакомством и варился только в праздники.
В настоящее время широко распространен суп из овощей на рыбном бульоне монго и суп из крупы с рыбой монго бодани.
по материалам Ю.А.Сем, Нанайцы, материальная культура, вторая половина XIX середина XX в.