О традиционном искусстве - Частный этнотуризм. Ваш гид по Хабаровскому краю Виктория -Тотта Ончукова

О традиционном искусстве - Частный этнотуризм. Ваш гид по Хабаровскому краю Виктория -Тотта Ончукова

Виктория Аркадьевна Ончукова
Виктория - Тотта Ончукова
частный гид по этнотуризму
Специалист по межнациональным отношениям:

Виктория - Тотта Ончукова
частный гид по этнотуризму


культура, традиции, обычаи, национальная
кухня  коренных малочисленных народов проживающих в Хабаровском крае
Перейти к контенту

Главное меню:

О традиционном искусстве

Межнациональные отношения
   Искусство тунгусо - маньчжурских народов

   Изображение  мифологических и шаманских персонажей (мифологических предков и богов, духов) встречаются на территории Хабаровского края повсеместно. Это может быть орнаментальные композиции на национальных костюмах коренных малочисленных  народов Хабаровского края, на утвари, среди наскальных рисунков древнего человека и других объектах материального наследия народа.

   В промысловом культе и на лечебных картинах имеются изображения хозяина вселенной Буга в виде личины на срезе дерева или фигуры человека, чиновника или царя на троне. Изображение хозяина гор и вселенной старика Камафа делали в виде фигуры предка шамана (удэгейцы, эвенки), детского охранителя (эвенки - бирары и манегры). Близким по функции и семантике является персонаж Калгама (в шаманстве, промысловом и домашнем культе), горный дух, хозяина леса и рек, территории и вселенной.

   Образ первого шамана Гуранта имеет свое воплощение в виде шаманского духа-покровителя Городо (народы Амура), или духа молнии Голорон (эвенков), либо амулета Гаро в виде солнечно-огненной птицы (аналога Гаруды) или идола предка Бугады, Мугды, тэгэ в круге с лентами, символизирующего хозяина вселенной.

   Персонаж солнца Сенге, Сангия изображен в виде личины (так же как и Буга у эвенков), либо всадника на коне на бронзовом шаманском зеркале, и имел символы в виде деревянных дисков, ковриков, плетеных тарелок, изображающих солнечного змея или оленя. Орокский идол хозяина вселенной Сиивурэ символизировал образ горы и солнца.

  Главное шаманское божество, родовой герой волшебных сказок и эпоса Ерхе мерген или Батуру Манги, являющийся персонификацией молнии, как посредника трех миров представлялся в виде птиц, зверей и земноводных. Доминирующим обликом Ерхе, Мани был тигр или собака, красный волк, либо всадник на этих животных. В орнаментальных композициях образ родового героя первопредка  Ерхе представлялся всадником на птице, кабане, драконе, волке, собаке, тигре, причем изображалась, как правило только голова тотемного предка. В ритуальном шаманском комплексе главное шаманское божество представлено двумя персонажами птице-змеем Бучу и рогатым тигром или медведем Мани, изображавшем вместе образ рогатого и крылатого человека -тигра с хвостом змеи.

   Образ богини прародительницы в иконографии тунгусо-маньчжрских народов обычно вписан в орнаментальный сюжет родового древа жизни и вселенной. Кроме того, в орнамент родового древа, который символизировал также мировое древо и вселенную в целом, была вписана фигура шамана-первопредка, либо голова родового тотемного предка - дракона, кабана, волка, тигра.

   Образ громовника Хадау, Торганэй изображался в виде плечистого черного человека с молотком и наковальней или молнией на теле. Аналогичный образ приписывался верховному божеству нижнего мира и судеб людей, имеющего множество образов в тунгусо-маньчжурских пантеонах: Кара Амба, Илмун хан, Бунинка. Образ этого персонажа был изменчив, его представляли в виде большеухой хозяйки медведицы, рогатых людей или оленей, хозяйки или хозяина воды и рыб, либо просто рыбы, черного всадника, трехглавного дракона или птицы, чудовища, в облике которого подчеркивалась связь с тремя мирами.

специалиста по межнациональным отношениям
Назад к содержимому | Назад к главному меню