Культура коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Культура коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края историческими корнями относитсяк духовной культуре тунгусо-маньчжурской народов в целом. В свою очередь тунгусо-маньчжурская группа входит в алтайскую языковую семью, родственных корейскому, японскому, тюркскому, монгольскому языкам. Коренные малочисленные народы Хабаровского края являются представителями древнейшей культуры, которая формировалась на территории, которая охватывала восточных районах Центральной, Северной и Восточной Азии, также в Евразии.
Например, в IV—VI веках побережье Японского моря населял племенной союз Уцзи, состоявший из 7 племен. В источниках XII столетия на этой же территории зафиксировано племя Удаха. В «Цзинь ши» («Истории империи Цзинь», составленной в 1345 году) говорится, что на крайнем северо-востоке империи Цзинь обитали «люди удэгай». Это первое известное упоминание об удэге. Китайский документ XVII века отмечает, что на побережье Японского моря живёт и занимается рыболовством племя Удиха.
Также известно, что увани или позже эвенки, в IV в. как охотники и скотоводы проживали в центральных районах Китая. В VII в. увани уже живут в Забайкалье и занимаются оленеводством.
По данным генетики тунгусо-маньчжурские народы объединяет гаплогруппа С, которая также встречается и у остальных представителей алтайской семьи языков, а также у австралийских аборигенов, палеоазиатов, полинезийцев и некоторых групп индейцев Северной Америки.
Большинство современных ученных считают, что ближайшие родственники нанайцев – чжурчжэни, мохэ. Предки удэгейцев – сумо мохэ и когурё (бохайцы). Предки эвенов и эвенков – увани.
Образ мира и этнонациональные символы культуры коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края связаны мировым древом, Поляной звездой, хороводным танцем, с тигром, медведем, оленем, и другими феноменами традиционной культуры. Мифологические и шаманские картины мира составляют основу культуры народов.
Тунгусо- маньчжурские народы сформировали особое мировосприятие, представляющее собой модель духовного освоения природы, взаимоотношения человека и природы. Данные знания чрезвычайно актуальны для культурной и этнической самоидентификации современных коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края, способствуют идентичности народа и сохранению культурного наследия.