По существующей
классификации языков мира негидальский язык относят к тунгусо-маньчжурской
семье, которая делится на три группы: тунгусскую или северную, амурскую или
южную, и маньчжурскую. К тунгусской группе относятся языки: негидалький,
эвенкийский, эвенский, и солонский, в амурскую группу входят языки: нанайский,
ульчский, удэгейский, орочский, орокский (ульта). К маньчжурской группе
относятся языки маньчжуров и сибинцев. Согласно известной алтайской гипотезе, тунгусо-маньчжурские
языки входят в состав большой алтайской семи наряду с тюркскими и монгольскими
языками. Существует гипотеза о том, что тунгусо-маньчжурские языки родственны
не тюркским языкам, а корейскому и японскому. По строю тунгусо-маньчжурские
языки являются номинативно – посессивными и сходны с другими алтайскими
языками. Попытки создания алфавитов для тунгусо-маньчжурских языков России
(нанайского, эвенского) предпринимались в XIX
веке миссионерами. В период языкового строительства 20 -30 гг. в XX веке в СССР были разработаны эвенкийский, эвенский,
нанайский, удэгейский алфавиты, сначала на латинской, а с конца 30-х гг. – на
кириллической основе. В конце 80-х г. и особенно вначале 90-х гг. делались
попытки расширить использование младописьменных языков в культурной сфере и
создать письменность для бесписьменных языков.
Началом изучения
негидальского языка послужили краткие записи негидальских слов (всего около
30), сделанные русским естествоиспытателям и путешественником А.Ф. Миддендорфом
в 1842 – 1845 гг. Он побывал в районе р. Амгунь во время своего путешествия на
Север и Восток Сибири. В 1910 г. негидальцев посетил Л. Я. Штернберг. В работе Л.
Я. Штернберга «Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны» имеется небольшой
негидальский этнографический словарь (около 600 слов) и краткие грамматические
заметки. В 1923 г. вышла работа П. Шмидта «ThelanguageoftheNegidals»,
содержащая негидальско – английский словарь (около 1200 слов) с кратким
предисловием. В 1926 -1927 г., студентками отделения географического факультете
ЛГУ К.М. Мыльниковой и В.И. Цинциус за время годичного пребывания у негидальцев
был собран довольно значительный материал по устному народному творчеству
негидальцев. Было записано свыше 320 образцов, из них 150 сказок и преданий, 70
песен, 60 загадок, 20 различные табу – запретов и др. В 1961 г. у негидальцев
побывали В.Д. Колесникова и О.А. Константинова, собравшие большой лексически
материал, (до 12000 карточек) и сделавшие публикации. Впервые наиболее полно
фонетические особенности и грамматический строй языка негидальцев были изложены
в «Материалах по исследованию негидальского языка» К. М. Мыльниковой и В.И.
Цинциус, отметивших также некоторые диалектические особенности. Книга содержит
тексты с русским переводом. Несмотря на свою малочисленность, негидальский этнос
сохранил до настоящего времени родной язык, самосознание, этнокультурные
особенности. Диалекты негидальского языка: низовский (нижнеамгуньский),
верховский (верхне – амгуньский). Верховской диалект имеет много общего с
языком эвенков, низовский - с языками ульчей, орочей и нанайцев.
Национальное
самосознание негидальцев отличается большой устойчивостью.Несмотря на малочисленность, негидальский
народ сохранил сегодня свою самобытность, культуру, традиции и язык.Это является положительным и уникальным
фактом в мировой культуре, когда малочисленные народы, численностью более 500
человек, на протяжении веков сохраняют и популяризируют свои традиции, культуру
и язык.И современное мировое сообщество
имеет возможность познакомиться с уникальным народом, сохранившим себя, свое
самосознание, мировосприятие.